CST

 

Что такое CST?

Это программа обучения родителей взаимодействию с детьми с нарушениями и особенностями в развитии. Аббревиатура CST расшифровывается как Caregivers Skills Training — «Тренинг навыков воспитателей» — то есть тренинг навыков для родителей, опекунов, тьюторов, педагогов и всех, кто взаимодействует с детьми с особенностями развития. Программу инициировала Всемирная организация здравоохранения совместно с организацией Autism Speaks.

Зачем нужна эта программа?

Чтобы дать родителям стратегии, способствующие развитию их детей и научить навыкам, помогающим развитию коммуникации и снижающим проявления нежелательного поведения в повседневной жизни. CST — часть глобальной инициативы ВОЗ по созданию недорогих и доступных методов помощи для стран, где государство не может себе позволить продвинутые, дорогостоящие программы и не сумело организовать раннее выявление таких нарушений, как расстройства артистического спектра. При этом в таких странах потребность в подобных программах очень высока, потому что именно там особенно не хватает квалифицированной помощи.

А зачем родителям всему этому учиться, если детьми и так занимаются профессионалы в специальных центрах?

Большую часть своего времени ребенок проводит дома в семье. Все, что он получает в кабинете специалиста, безусловно полезно, но это всего лишь время в кабинете. В лучшем случае, это несколько часов в день. Если ребенок только посещает логопеда, дефектолога, психолога и других специалистов, то эффективность этого будет очень мала, потому что опыт, который он переживает в общении с ними, будет очень коротким. Чтобы что-то реально изменить в поведении, навыках, общении, нужно обязательно задействовать и реальную жизнь, которой ребенок живет 24 часа в сутки. Когда он ест, одевается, гуляет, играет и так далее.

Получается, родитель должен стать домашним специалистом?

И да, и нет.
Да, потому что, услышав диагноз “аутизм”, родитель должен понимать, что это значит, как это повлияет на жизнь семьи, как правильно себя вести с ребенком и как говорить об этом с окружающими. Для родителя может быть и скорее всего будет непонятно, как общаться с ребенком с аутизмом, не потому что он такой неумелый родитель, а потому что у ребенка с таким диагнозом сильно отличается то, как он инициирует общение и как он отвечает на коммуникацию взрослого.
Нет, потому что родительская программа не может заменить профессиональную, а профессиональная — родительскую. Они важны обе, так же как нельзя сказать, что ценнее — рука или нога. Родитель должен оставаться родителем. Не нужно делать из него поведенческого аналитика, психолога, и логопеда. Для родителя важно — понимать особенности своего ребенка, какие у него есть сложности и как ему помочь в повседневной жизни. И если специалист — эксперт в аутизме, то родитель — эксперт в ребенке. Он знает, какие он любит игрушки, что он любит есть, какого цвета одежду он предпочитает.

Да, но обычно все эти тренинги жутко заумные и на них ничего не понятно.

Действительно, так часто бывает — это особенность любого специального образования. Но программа CST — исключение в этом ряду. Она полезна и профессионалам, но в первую очередь ориентирована на неподготовленного слушателя. На тех, кто впервые услышал диагнозы «нарушение в развитии», “аутизм” и другие, или просто хочет лучше разбираться в этой теме.

Почему вы так часто говорите про аутизм? Разве родителей детей с церебральным параличом или синдромом Дауна такая помощь не нужна?

Конечно, нужна! Но многие исследования показывают, что этот страх перед неизвестностью в семье, столкнувшейся с аутизмом, значительно выше, чем в семье, где растет ребенок с церебральным параличом, синдромом Дауна и многими другими нарушениями. Это, видимо, связано с тем что в случае общения с детьми с аутизмом, ожидания ближе к типично развивающимся детям, потому что меньше человек отличается от обычного, а при этом поведенчески он отличается очень сильно. Представьте себе, если ребенок не ест, не спит, не пробует новых продуктов, не вступает в коммуникацию, не отвечает, делает это все вместе или что-то по отдельности, но странным для родителя способом. Это вызывает очень сильный стресс, людям трудно это понять, трудно объяснить другим — бабушкам и дедушкам, соседям — почему ребенок, которому по возрасту это не положено, странно ведет себя в транспорте, может валяться где-то на полу, кричит, убегает или ведет себя агрессивно по отношению к другим людям просто из-за неумения обратиться. Невозможно помогать родителям, если они не понимают потребностей детей. Программа призвана это исправить.

Понятно, и чему учит эта программа?

Обучение понятное и доступное, но достаточно объемное. Если пробовать выделять несколько ключевых принципов программы, можно остановиться на следующих:
1. Постарайтесь увидеть разные коммуникативные сигналы ребенка. Не только речь, но и язык тела, поступки и вс остальное.
2. Научитесь использовать позитивное подкрепление. Нужно уметь хвалить и поощрять — ребенок это очень цели и непременно замечает.
3. Предотвращать нежелательное поведение. Как сделать так, чтобы не случилось истерик, если ребенок пошел в супермаркет, ему захотелось шоколадки, но он не может вам объяснить. Как подготовиться к такому походу
4. Правильно общайтесь с родственниками и друзьями об особенностях развития вашего ребенка.

Я уже давно работаю с детьми с особенностями развития, эта программа будет для меня полезна?

Конечно, полезна! Во-первых, освоив ее вы значительно улучшите свою коммуникацию с родителями ваших подопечных. Во-вторых, можете стать мастер-тренером CST, то есть сможете обучать программе других педагогов и родителей. Это позволит шире распространить знания об аутизме и повысит эффективность корректирующих программ.
Мы уверены, что распространение правильных проверенных методик жизненно важно для развития инклюзивной культуры в стране, поэтому стремимся максимально широко распространять знания о них.

Похоже, у CST нет минусов, а только плюсы! Почему же тогда ее не возьмет на вооружение государство?

Во многих странах реализацию программы взяло на себя государство. Россия, к сожалению, пока в их число не входит. В нашей стране программу ведут два благотворительных фонда, что пока сопряжено с дополнительными сложностями и ограничениями. В России внедрением CST занимаются Фонд “Обнаженные сердца” и Фонд “Выход”. Их совместными усилиями удалось договориться с властями о проведении программы в трех местах. Это Министерство соцзащиты Нижегородской и Воронежской областей и ГППЦ “Московское”. После прохождения программой пилотной стадии, Фонд сможет продолжить диалог с федеральном министерством. Ведомство ждет программу с подтверждениями ее эффективности. Тогда можно будет говорить о ее поддержке и финансировании на федеральном уровне.

А почему в других странах программу приняли “как есть”, а у нас ее еще нужно проверять?

На самом деле, в том или ином виде адаптация программы проходит везде. Сейчас же при поддержке Фонда “Обнаженные сердца” в России проводится ее перевод и адаптация с учетом культурных особенностей нашей страны. Именно с культурными различиями связаны некоторые проблемы внедрения программы. Когда Фонд только начинал предлагать программу родителям и профессионалам, некоторым из них не понравились рисунки в пособиях, где люди в хиджабах или люди, которые на рынке торгуют рыбой. Из-за этого культурного диссонанса люди обращали внимание не на смысл программы, а на ее вторичные признаки: имена героев в примерах, иллюстрации, ситуации и пр. диагнозы «нарушение в развитии», “аутизм” и тп или просто хочет лучше разбираться в этой теме.

 

Узнайте о других проектах

Проекты Фонда

Ранняя помощь

Наши службы ранней помощи помогают детям с особенностями развития подготовиться к посещению детского сада и школы, дают им возможность жить такой же жизнью, как и их типично развивающиеся сверстники – заводить друзей и учиться новому.

 

Школьный проект

Мы хотим, чтобы каждый ребенок ходил в школу. Детям с аутизмом бывает сложнее сидеть на уроках, концентрироваться, выполнять задания учителя и общаться с одноклассниками. Поэтому с 2013 года мы учим педагогов особым методам работы с такими ребятами.

 

Центр поддержки семьи

Мы создаем систему сопровождения семей с детьми с нарушениями развития. В Центре поддержки семьи "Обнаженные сердца" мы оказываем комплексную психолого-педагогическую, социальную, правовую, терапевтическую и другую квалифицированную помощь.

 

Форум

Ежегодный международный Форум "Каждый ребенок достоин семьи" задуман как уникальная площадка для общения ведущих российских и зарубежных экспертов в области детского развития, обмена мнениями и опытом представителей различных регионов России, а также как шаг в направлении развития профессионального сообщества в России.

 

Интегративные лагеря — «Лето со смыслом»

Мы ежегодно поддерживаем проекты на проведение летних и осенних интегративных лагерей для детей с особыми нуждами. Лагеря создают условия для физического и интеллектуального развития, а также эмоционально-привлекательного досуга, восстановления здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений и общении.

 

Правовой проект

Фонд поддерживает проект правовой группы Центра лечебной педагогики и наиболее интересные проекты других организаций, направленные на реализацию прав детей с ограниченными возможностями, а также нацеленные на повышение правовой грамотности родителей этих детей и специалистов данной сферы.

 

Aдвокация

Поскольку решить проблемы семей, воспитывающих детей с особенностями развития, невозможно без изменения отношения к ним общества и государства, одним из важных направлений работы Фонда является адвокационная деятельность.

 

Комнаты сенсорной интеграции и эрготерапии

Программы помощи детям с особенностями развития, основанные на идее сенсорной интеграции, помогают детям справиться с имеющимися трудностями. Кому-то такие программы помогают успокоиться, справиться с тревогой и неуверенностью, а кому-то – наоборот «проснуться».

 

Вебинары

Онлайн-семинары Фонда "Обнаженные сердца" проводятся в интерактивном режиме. Любой желающий может не только посмотреть, но и задать интересующий его вопрос. Основная цель вебинаров — познакомить зрителей с современными методами работы с людьми с особенностями развития, доказавшими свою эффективность.

 

Ресурсный центр

В Ресурсном центре Фонда «Обнаженные сердца» собраны видео-материалы и презентации ведущих российских и международных специалистов по детскому развитию. Центр регулярно обновляется и пополняется новыми материалами.

 

Проект «Ранней помощи» в Туле

В 2016 году Фонд «Обнаженные сердца» начал сотрудничество с ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» в Туле. При поддержке наших коллег из университета Нью-Мексико (США) Фонд помогает развитию семейно-центрированных программ помощи семьям, имеющим детей с двигательными и множественными нарушениями. Сотрудники Центра имеют возможность получить современную информацию о подходах, основанных на доказательной медицине и развивать свои практические навыки работы с семьями и детьми. ...
Подробнее

 

Центр раннего вмешательства Фонда «Обнаженные сердца» в Москве

Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» с 2011 года внедряет современные проверенные методики работы с детьми с особенностями развития, в частности с расстройствами аутистического спектра. Мы проводим программы переподготовки специалистов, которые работают в детских образовательных учреждениях, обучаем методикам с доказанной эффективностью педагогов, родителей и сотрудников благотворительных организаций. В сентябре 2020 года Фонд наконец-то откроет собственное образовательное пространство для специалистов и детей ...
Подробнее

 

Ранняя пташка (EarlyBird)

«Ранняя пташка» (EarlyBird) — это программа помощи родителям, имеющим детей-дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые недавно узнали о диагнозе ребенка. Созданная Национальным Обществом Аутизма Великобритании (NAS) программа успешно применяется во многих странах мира. В России единственная организация, которая адаптировала и активно использует программу, — это Фонд помощи детям ...
Подробнее

 

Профинансированные проекты

Нормализация

Цель проекта - поддержка организаций, оказывающих психологическую, медицинскую и социальную поддержку детям с особенностями развития и их семьям; семьям, намеревающимся усыновить, оформить патронат или взять под опеку детей с особыми нуждами, неблагополучным семьям, а также семьям в кризисной ситуации.

 

Поддержка проектов региональных НКО

Финансирование проектов региональных НКО, позволяет детям и их семьям получить доступ к социальной, юридической, психологической, и образовательной поддержке.